Елизавета Назаренкова: «Я бесконечно благодарна Ирине Александровне Винер-Усмановой»
Источник: http://gimnastika.pro
Анастасия Тодосиева, специально для Гимнастика PRO. 27 апреля 2016 года

Буквально несколько дней назад Елизавета НАЗАРЕНКОВА ещё была в Бразилии, где проходил окончательный отбор на Олимпийские Игры. Как рассказала сама Лиза – для неё эти соревнования прошли не очень хорошо, и, к сожалению, она не смогла получить лицензию. Но, несмотря на это, гимнастка с радостью и волнением ответила на все вопросы студентов и рассказала о своем пути в художественной гимнастике.

О самых первых тренировках
- Помните ли свои первые годы в гимнастике?

- Я занимаюсь гимнастикой с четырех лет, а в целом – уже 17 лет. Меня привела в этот вид спорта мама, она же и стала моим первым тренером. Впервые я выступила на соревнованиях в четыре года. До семи лет я ещё ходила на плавание (мой папа – пловец), но потом мы с родителями решили выбрать гимнастику, так как она более женственная.

- Вы занимались отдельно с мамой или в группе?
Как остальные относились к тому, что Ваша мама – Ваш же тренер?

- Я занималась в группе с точно такими же девочками и, несмотря на мое положение, мама ко мне относилась точно так же, как и ко всем – никаких привилегий у меня не было. Девочки тоже ко мне относились хорошо.

О сборной России
- Как Вы попали в сборную России?

- До 14 лет я тренировалась в Мурманске у мамы, а потом меня заметила Ирина Александровна и пригласила в сборную. Тогда я и начала тренироваться у Горбулиной Натальи Македоновной, с которой мы работаем вместе и по сей день. Иногда наши отношения бывают сложными, но она терпит меня. Мы за эти семь лет совместной работы очень сильно сроднились, она мне как вторая мама. - Сложно ли было тренироваться вдали от дома? - Мне нелегко дался переход, я часто плакала, меня трясло перед выходом на площадку. Как вчера помню, это было на моих первых ответственных соревнованиях в Эстонии. Но взаимопонимание с тренером и поддержка моих родителей и друзей мне очень помогли.

- Где сложнее выступать: на Чемпионате России или на Чемпионате Мира?

- Однозначно на России. Первые двадцать наших гимнасток очень сильные, они готовы составить конкуренцию всем мировым лидерам художественной гимнастики.

- А чисто психологически: сложнее в начале потока выступать или в конце?

- Если честно, то это не имеет огромного значения. Но мне нравится выступать больше вечером. Утром я ещё сонная. (Смеётся) О переходе в сборную Узбекистана и депортации из России

- Как так вышло: Вам предложили выступать за Узбекистан?

- На Чемпионате России в 2013 году я была на 90% уверена, что уйду из гимнастики. В нашей сборной я всегда была пятым или четвёртым номером, так как конкуренция огромная. Я уже выходила на ковер, как в последний раз. Но, став первой в команде и второй в многоборье, я запомнила эти соревнования как самый счастливый момент в спортивной карьере. Именно тогда мне и пришло предложение выступать за сборную Узбекистана.

- Как Вы отреагировали?

- Сначала для меня это было непривычно и странно. Особенно с моей внешностью за Узбекистан и выступать! (Смеётся.) Но потом мы взвесили все «за» и «против» и приняли решение, что выступать за Узбекистан мне будет лучше. Так и стало! Уже в мае 2014 года у меня открылось больше возможностей со сменой гражданства. Тем более, тренировки продолжали проходить на базе Новогорска. Однажды меня депортировали в Узбекистан на три года, и у меня не было возможности попасть в Россию. Так вышло, что я не успела подать кое-какие бумаги и осталась в Ташкенте тренироваться. Я очень сильно скучала по родителям, друзьям, мне было очень плохо, а сколько слёз я пролила! Но благодаря помощи Ирины Александровны я смогла вернуться в Россию и к Чемпионату Мира уже готовилась в Новогорске.

О жизни в Новогорске и отношениях с Ириной Александровной и другими гимнастками
- Как проходит среднестатистический день спортсменки?

- В Новогорске распорядок дня у всех одинаковый: подъем, утреннее взвешивание, пробежка, завтрак, первая тренировка, обед, небольшой перерыв, вторая тренировка, ужин и вечернее взвешивание. Времени на учёбу и личную жизнь остаётся катастрофически мало. В институтах мы, естественно, не появляемся подолгу, поэтому приходится проходить обучение экстерном и заниматься самообразованием. Конечно же, в этом плане нам сильно помогает Ирина Александровна.

- У Вас хорошие отношения с Ириной Александровной?

- Ирина Александровна – наше всё. Она поддерживает нас не только в спорте, но и во всём остальном. К примеру, гимнасткам, которые уже закончили спортивную карьеру, Ирина Александровна всегда найдёт дело или же поможет им его найти. Недавно у меня был разрыв мениска, с которым я ещё успела и потренироваться. Ирина Александровна нашла врачей, помогла с лечением и восстановлением. Она очень сильно заботится о нас всех, я ей бесконечно благодарна.

- Как Вы думаете, кто займёт её место, когда наступит то время?

- Знаете, я затрудняюсь ответить. Мы на самом деле думали об этом, но сами не знаем. Об этом очень страшно думать, потому что Ирина Александровна делает всё, на ней буквально всё держится.

- Как Вам удается ладить в женском коллективе?

- Вопреки многим стереотипам – у нас с девочками на базе никогда не бывает ссор и «стекла в балетные тапочки». Мы всегда поддерживаем друг друга, радуемся вместе и переживаем тоже. Как мы подкладывали вместе весы, сбегали с базы, прятали еду – всё это делали вместе! Опять же, всё зависит от человека, но, у нас коллектив отлично ладит, одними из моих самых близких друзей стали именно они.

- Помните ли самую сложную тренировку?

- Все непростые, но особенной сложностью отличаются контрольные тренировки перед ответственными стартами. На них собираются все тренеры Новогорска и судят нас. Снимают за каждую мелочь, заставляют всё отрабатывать от сложных рисков до банальных движений рукой.

О фанатах и «хейтерах»
- Помогает ли Вам поддержка фанатов во время выступления?

- Так вышло, что на отборе на Олимпиаду, который прошёл на днях, у меня просто из рук выпал мяч и покатился с помоста. А помост, на котором находится ковер, высотой в два метра. И мяч падает за его пределы, я несусь, спрыгиваю на больное колено, хватаю мяч и запрыгиваю обратно на этот двухметровый помост. Именно тогда как никогда мне помогла поддержка зала. Если бы не они, то я бы, наверное, так и осталась под помостом, а мне нужно было ещё два раза выходить на ковёр. Вообще, фанаты всегда поддерживают, а поддержка – главный фактор выступления спортсмена.

- «Гуглили» ли Вы себя когда-нибудь?

- Да, приходилось иногда. Но на меня это никак не влияет, если честно. Я стараюсь не придавать значения многим плохим словам в интернете, а их, поверьте, очень много. Были случаи, когда на форумах создавали гневные страницы и писали такие вещи про гимнасток, что становилось страшно.

- Узнают ли Вас на улице?

- Да, бывали и такие моменты.

- А у Вас самой есть ли кумиры?

- Ирина Чащина. А когда я стала тренироваться в Новогорске и видеть тренировки Евгении Канаевой, то поняла, что и она мой кумир в спорте. Да, и не только в спорте. Я до сих пор с ней общаюсь. Женя воспитанная, умная и просто потрясающая.

О допинге и судьях
- Насущный вопрос: были ли проблемы с допингом у «художниц»?

- Слава Богу, что нет, пока мельдоний ни у кого не находили. Проблема в том, что от организма человека зависит: когда он полностью «выветрится», поэтому мы все сильно боимся. В последний раз употребляли только перед Чемпионатом Мира.

- Сталкивались ли Вы с несубъективной оценкой судей?

- Меня затрагивало несубъективное суждение. Как только я сменила гражданство – оценки стали в разы меньше. К примеру, на последнем Чемпионате Мира на первом отборе из 25 гимнасток меня от 25-ого места отделяли тысячные балла, к сожалению, так часто происходит в художественной гимнастике.

О будущем и многом другом
- Какие планы на ближайшее будущее?

- Пока не знаю. Хочется продолжить выступать, мне это сильно нравится, но есть проблемы с коленом. Будем решать это с Ириной Александровной, когда сможем связаться. Но, я думаю, что сейчас буду давать мастер-классы. Мне уже поступало много предложений, скоро полечу в Канаду, а там, возможно, и в Италию.

- Вам нравятся мастер-классы? Хотелось бы этим заниматься после гимнастики?

- Я уже проводила несколько, и я была очень рада! Видеть детей с горящими глазами, которые говорят, что хотят быть похожими на тебя – непередаваемые ощущения! Конечно, мне очень нравится тренировать, передавать знания. Думаю, что первые годы после ухода из спорта, я бы занималась именно этим.

- А если не гимнастика, то...?

- Мне хотелось бы быть женой и воспитывать детей! А если проще - жить спокойно. - А хотелось бросить всё и зажить нормальной жизнью? - Постоянно хочется! Вот, смотрю на вас, студентов, и хочется жить как вы, учиться, гулять. Но это, сами понимаете, временные желания. - Если бы Вы встретили себя маленькую, что бы Вы себе посоветовали? - Меньше лениться и не лениться вообще.