МОЙ РЕБЁНОК - СПОРТСМЕН
Белорусский специалист в области спортивной психологии Ирина Конон
пару недель назад разместила на своей странице текст. Не сказать, чтобы
он был полон откровений, но родителям может быть полезен, приводим его
почти без купюр.
"Ну что же, ваш ребенок спортсмен. Когда-то вы отдали его в спорт,
скорее всего для общего развития, чтобы чем-то был занят и не болтался
на улице. И вот, ваш любимый малыш уже участвует в соревнованиях...
Родители в спорте бывают разные. Разделим их условно на три категории.
Есть те, которые спокойно относятся к успехам или неуспехам своих детей,
воспринимают занятия спортом ребенка как занятость и физическое развитие.
Назовем их - "наблюдатели". Есть те, которые всегда на связи
с тренером, успехи ребенка воспринимают как личную похвалу, а неудачи
как личную трагедию. Как правило, здесь родители через ребенка реализуют
свою несбывшуюся мечту. Это - "участники". Есть и те, которые
точно знают, что хотят получить в итоге. Все уже нарисовано в воображении.
Видят цель и идут к ней, несмотря ни на что - это "истязатели".
Теперь по порядку
НАБЛЮДАТЕЛИ
Они заняты работой, и рады, что ребенок пристроен. Радуются его успехам
и сопереживают неудачам. Не считают спорт работой. Делают упор на образование.
Не дергают тренера. В общем, наблюдают за развитием ребенка, а дальше
как получится. Будут успехи хорошо, не будет - не страшно. Решают проблемы
по мере возникновения. Здесь могут быть вопросы с мотивацией спортсмена
к занятию спортом. Воспитывать спортивный характер, волю к победе, преодоление
придется тренеру. С одной стороны неплохо, никто не мешает, с другой
стороны никто особо и не помогает.
УЧАСТНИКИ
Эти родители как будто сами тренируются и выступают. Поведение во многом
зависит от успехов ребенка. Если успехи есть - ОК. Если нет, возникает
много вопросов к тренеру. Постоянные беседы, крайности: то поддерживаем
ребенка, то защищаем тренера. Вечные «качели» - до периода становления
спортсмена, момента, когда он уже сам способен принимать решения. Такие
родители часто не замечают, как дети манипулируют ими и тренером. Если
что-то идёт не так, возникает чувство несправедливости и обиды. Дети
это тоже перенимают. Если бы знали, какое количество детей, благодаря
такому отношению, потом все время ждут подвоха! Считают, что их «недооценивают»,
«недолюбливают», любят «любимчиков» - и с такими мыслями приходят на
тренировку. Выступают «назло всем», с мыслью «вот я вам покажу!"
Не показывают. )
ИСТЯЗАТЕЛИ
Истязают не обязательно своих детей, иногда и тренеров. Вижу цель, преград
не наблюдаю. Сказали что ребенок талантливый - докажите! Если истязают
ребенка - наказания (иногда жесткие) за плохие (с точки зрения родителей)
выступления. Формирование чувства вины - я в тебя вкладываю, ты ленивый,
не стараешься и т. д. Истязание тренера - постоянный контроль, разбирательства.
Обсуждение с ребенком всего, что сказал или не сказал тренер. Полное
непринятие ошибок ребенка или тренера. Поиск путей заставить всех добиться
запланированного результата. Истязания могут представлять собой как
моральное давление, так и физическое, иногда - все вместе. Если держат
в черном теле только ребенка, тренер может этого сразу и не заметить
- дети часто защищают родителей. Но тренируются такие дети «на страхе»,
обманывают всех вокруг, чтобы избежать давления. Ошибок боятся. Но разве
бывает спорт без ошибок? Если начинают «кошмарить» тренера, то, как
правило, расстаются. Тренер терпеть давление и негатив, конечно, не
станет.
Конечно, это очень общие категории. Но тем не менее, если вы нашли
в описании себя, подумайте, всегда ли ваше отношение к вашему ребёнку
в спорте помогает ему. Важно сконцентрироваться на том, что даёт спорт.
И если у вас общая с тренером позиция, то спорт поможет не только обеспечить
занятость и общее физическое развитие, но и научит дисциплине, способности
справляться с трудностями, взвешенному отношению к своим успехам и неудачам,
взаимодействию с людьми и т. д. Научит быстрее, чем что-то другое. Коллектив,
дисциплина, умение преодолеть, упасть и подняться не раз сыграет хорошую
службу в дальнейшей жизни. Поэтому - ориентируйтесь на свод следующих
правил:
1. Доверяйте тренеру
2. Поддерживайте ребенка
3. Сопереживайте, но помогайте подняться. Не за счет вины других, а
за счет силы воли и ответственности
4. Общайтесь с тренером и ребенком, но не доводите вашу включенность
до фанатизма
5. Не ищите врагов. Их нет. Правда, нет. Если считаете что есть, значит
вы слабее
6. Ищите то, что может помочь вашему ребенку. Не развивайте, не раздувайте
и не зацикливайтесь на том, что мешает.
7. Развивайте у себя и своего ребенка чувство юмора
8. Ну и, конечно, цените возможность расти вместе с ребенком, участвовать
в его жизни, быть рядом.