Февраль 2019
Тренер - тоже человек. КОГДА МЫ ЕДИНЫ -
МЫ НЕПОБЕДИМЫ!
Тренеры, как правило, в прошлом - сами спортсмены, которые преодолевали
трудности, справлялись с болью и усталостью, работали над своей
силой воли, чтобы достигать высот. И часто именно этого они ожидают
от своих воспитанников. Поэтому нередко - требовательны, критичны,
бескомпромиссны, жестки в общении со своими спортсменами. По словам
самих тренеров, раньше никто "не миндальничал", надо
- значит надо. И перестроиться на то, что сейчас дети другие,
они растут в других условиях, под другим грузом информации и влияния
- порой не просто. Да и в вузах при обучении тренеров не достаточно
уделяют внимания детской, возрастной, организационной психологии,
психологии влияния и т.д. Поэтому часто тренеры приходят к чему-либо
опытным путем, методом проб и ошибок. Чем больше знаете, тем лучше
получается управлять такой тонкой материей как психика юного спортсмена.
В начале своего профессионального педагогического пути обычно
тренеры наполнены вдохновением! У них много идей, задумок, собственного
опыта и знаний!Во многих своих воспитанниках они видят будущих
чемпионов и готовы вкладывать не жалея свои силы и время в каждого
из них. Есть тренеры, которые вкладывают свои деньги, делясь с
успешным спортсменом какой-то частью своей зарплаты, оплачивая
соревнования. И, как правило, на первых порах обязательно кто-то
из спортсменов начинает давать результаты и это ещё больше мотивирует!
Но... бывает и так, проходит время. И тренер начинает ощущать
нехватку внутренних ресурсов, сил. Одновременно с этим могут возникать
материальные трудности, сложности в семье или на фоне постоянных
стрессов проблемы со здоровьем. И если у спортсмена по разным
(естественным) причинам пропадают результаты - всё чаще приходится
выслушивать претензии, и со стороны руководства, и со стороны
родителей.
А самое болезненное - это неблагодарность самого спортсмена.
Тренер "проживает" выступление с каждым своим спортсменом.
Когда тренер смотрит за выступлением своего воспитанника он чувствует
те же эмоции и чувства: злость, страх, растерянность, боль, обиду
и пр. Мышцы тела тренера делают всё то же самое, что делает его
спортсмен: напрягаются, готовы к прыжку или удару и т.д.
И как бы тренер не старался быть "нейтральным" - этого
тяжело достичь. Есть понятие: зеркальные нейроны. Мы чувствуем
всё, что чувствует другой, в особенности, если это наш ребенок,
воспитанник, близкий человек. Поэтому после тяжелого соревновательного
дня организм тренера также пропитан адреналином, кортизолом, молочной
кислотой и др., от чего держится состояние стресса, сильная физическая
и эмоциональная усталость. А если в соревновательный день выступает
несколько твоих спортсменов и не по разу?
Рекомендации спортсменам и их родителям
Будьте внимательны к своим тренерам, тренер - тоже человек, со
своими переживаниями, страхами, но тренер не может и не хочет
это показывать, и никогда об этом вам не скажет;- будьте благодарны!
это мотивирует, вдохновляет! После соревнования подойти и сказать
"СПАСИБО!" - просто обязательный ритуал; - всегда помните
- только действуя в одной упряжке: тренер-спортсмен-родитель-иногда
психолог, можно прийти к уверенным победам! Если каждый будет
тянуть в свою сторону, а ещё и вредить - результатов не будет!
А если вас не волнуют или не устраивают результаты своего ребенка,
и вы ничего сами не стремитесь делать - то хотя бы не мешайте!