Февраль 2019
Тренер - тоже человек. КОГДА МЫ ЕДИНЫ - МЫ НЕПОБЕДИМЫ!
Тренеры, как правило, в прошлом - сами спортсмены, которые преодолевали
трудности, справлялись с болью и усталостью, работали над своей силой
воли, чтобы достигать высот. И часто именно этого они ожидают от своих
воспитанников. Поэтому нередко - требовательны, критичны, бескомпромиссны,
жестки в общении со своими спортсменами. По словам самих тренеров, раньше
никто "не миндальничал", надо - значит надо. И перестроиться
на то, что сейчас дети другие, они растут в других условиях, под другим
грузом информации и влияния - порой не просто. Да и в вузах при обучении
тренеров не достаточно уделяют внимания детской, возрастной, организационной
психологии, психологии влияния и т.д. Поэтому часто тренеры приходят
к чему-либо опытным путем, методом проб и ошибок. Чем больше знаете,
тем лучше получается управлять такой тонкой материей как психика юного
спортсмена.
В начале своего профессионального педагогического пути обычно тренеры
наполнены вдохновением! У них много идей, задумок, собственного опыта
и знаний!Во многих своих воспитанниках они видят будущих чемпионов и
готовы вкладывать не жалея свои силы и время в каждого из них. Есть
тренеры, которые вкладывают свои деньги, делясь с успешным спортсменом
какой-то частью своей зарплаты, оплачивая соревнования. И, как правило,
на первых порах обязательно кто-то из спортсменов начинает давать результаты
и это ещё больше мотивирует! Но... бывает и так, проходит время. И тренер
начинает ощущать нехватку внутренних ресурсов, сил. Одновременно с этим
могут возникать материальные трудности, сложности в семье или на фоне
постоянных стрессов проблемы со здоровьем. И если у спортсмена по разным
(естественным) причинам пропадают результаты - всё чаще приходится выслушивать
претензии, и со стороны руководства, и со стороны родителей.
А самое болезненное - это неблагодарность самого спортсмена.
Тренер "проживает" выступление с каждым своим спортсменом.
Когда тренер смотрит за выступлением своего воспитанника он чувствует
те же эмоции и чувства: злость, страх, растерянность, боль, обиду и
пр. Мышцы тела тренера делают всё то же самое, что делает его спортсмен:
напрягаются, готовы к прыжку или удару и т.д.
И как бы тренер не старался быть "нейтральным" - этого тяжело
достичь. Есть понятие: зеркальные нейроны. Мы чувствуем всё, что чувствует
другой, в особенности, если это наш ребенок, воспитанник, близкий человек.
Поэтому после тяжелого соревновательного дня организм тренера также
пропитан адреналином, кортизолом, молочной кислотой и др., от чего держится
состояние стресса, сильная физическая и эмоциональная усталость. А если
в соревновательный день выступает несколько твоих спортсменов и не по
разу?
Рекомендации спортсменам и их родителям
Будьте внимательны к своим тренерам, тренер - тоже человек, со своими
переживаниями, страхами, но тренер не может и не хочет это показывать,
и никогда об этом вам не скажет;- будьте благодарны! это мотивирует,
вдохновляет! После соревнования подойти и сказать "СПАСИБО!"
- просто обязательный ритуал; - всегда помните - только действуя в одной
упряжке: тренер-спортсмен-родитель-иногда психолог, можно прийти к уверенным
победам! Если каждый будет тянуть в свою сторону, а ещё и вредить -
результатов не будет! А если вас не волнуют или не устраивают результаты
своего ребенка, и вы ничего сами не стремитесь делать - то хотя бы не
мешайте!
Войнова Елена Юрьевна